Любое начало не должно быть трудным – дезинфекция
После того, как слепки добрались до лаборатории, все, что получено, должно быть продезинфицировано, т.е. регистрат для определения привычной окклюзии, протезы и, прежде всего, каждый слепок. Хотя все, что приходит из кабинета врача, уже должно быть продезинфицировано, зубные техники должны дополнительно защитить себя, используя одноразовые перчатки и погружную ванночку для дезинфекции, надежно есть надежно…
К сожалению, ни по одному слепку не видно, «опасный/заразный» ли он или нет, невооруженным глазом невозможно определить, насколько сильно инфицирован слепок. И сохранившиеся остатки крови никак не свидетельствуют об опасности как таковой, главным образом о качестве работы кабинета – слепки, между прочим, являются визитной карточкой стоматологического кабинета.
Следует придерживаться инструкций изготовителей, чтобы избежать взаимодействия слепочного материала с аэрозольными дезинфицирующими средствами или погружными ванночками.
Внимание: при погружных ванночках должно соблюдаться время воздействия, особенно для альгинатов и полиэфирных материалов, поскольку они впитывают влагу и могут, таким образом, разбухнуть. Стандартом является: 1 минута воздействия и затем 9 минут воздействия на воздухе.
Подготовка слепка
После полоскания слепка под текущей водой для удаления дезинфицирующих средств он может быть внимательно осмотрен, проконтролирована точная посадка слепочного материала. При отклонениях следует сразу реагировать, оговорить дальнейшие действия. Это означает, что мешающие, ненужные излишки текучих/прессованных материалов (которые часто наблюдаются в корректировочных и двухфазных слепках) должны быть удалены острым скальпелем, возможные минимальные отслоения от ложек зафиксированы цианакрилатным клеем. Это имеет большое значение для равномерной зубной дуги, поскольку на данном этапе устраняются первые источники ошибок. Впрочем, в случае перфорированной ложки, на которой слепочная масса отслоилась, необходимо осторожно снять всю слепочную массу, чтобы затем удалить всю выдавленную бахрому. Только тогда есть шанс относительно хорошо восстановить слепок. Естественно, было бы лучше затребовать полностью новый слепок.
При сильной бахроме, в большинстве случаев в области препарирования, возникает неравномерная линия зубной дуги и существует тенденция, что при тримминге образуется кривая плоскость с краевыми выбоинами и т.д., и за счет этого выглядящая кривой модель. Конечно, функция сохранится, но чтобы получить эстетичную модель, необходимо проделать детальную работу.
Разборная модель без эстетической детальной работы.
Наблюдали ли вы когда-либо, что контрольные модели со стороны поверхности гипса выглядят чище и точнее? Если да, тогда подсказка.
Подсказка. Перед отливкой необходимо обязательно натрусить в слепки и слегка увлажнить применяемый порошок гипса. Вследствие этого вместе с порошком гипса будут извлечены невидимые остатки слюны и дезинфекционных средств. Время воздействия составляет примерно 1 минуту.
Нанесенный порошок гипса соединяется с остатками слюны и дезинфекционных средств.
Между прочим, все слепки предварительно обрабатываются: полиэфир, силиконы, альгинаты (обязательно из-за альгиновой кислоты), гидроколлоиды. При полоскании водой следует удалить все остатки, иначе возникнут неточности. Только после этого возможно применять средство для нанесения сетки без содержания спирта, но только для силиконов!
На альгинатах, гидроколлоидах, полиэфирах могут дополнительно возникнуть проблемы на поверхности. Поскольку эти материалы впитывают воду (гидрофильные), средство для нанесения сетки не используется. Жировые и восковые мостики (молекулярные цепочки на поверхности силикона) нейтрализуются за счет средств для нанесения сетки, чтобы вода не отталкивалась жирами и чтобы достигалась фиксация замешанного гипса на поверхности слепка.
Подсказка. Почему средство для нанесения сетки без содержания спирта? Во-первых, со временем распылители на флаконах разрушаются, во-вторых, снижается нагрузка на дыхательные пути, в-третьих, и это основная причина, энергия, возникающая при испарении спирта, ведет к деформации очень тонкой, неустойчивой силиконовой бахромы (препарационные края, интердентальные перегородки и др.), короче, к нежелательным неточностям.
Поэтому автор применяет средства для нанесения сетки на основе поверхностно-активных веществ, которые не обладают этими недостатками, а имеют еще и преимущество, т.к. минимальные остатки (не лужицы!) соединяются с замешанным гипсом, не вызывая в дальнейшем повреждений видимой поверхности.
Кстати, о лужицах, образующихся в слепках от средств для нанесения сетки: меньшее количество – это часто больше, особенно в этом случае это является преимуществом, направить в слепок лишь небольшой туман от распыления или просто нанести сетку, расстояние от слепка при этом составляет примерно 20 см.
Нанесение сетки осуществляется на правильном расстоянии, в слепке образуется легкий туман от распыления.
Таким образом экономится материал, время и деньги, а результат получается тот же, отпадает необходимость дополнительного выдувания лужиц из слепка сжатым воздухом.
Возникают следующие недостатки: средство распределяется по всему помещению, где его не должно быть, дополнительно возникает шумовая нагрузка за счет «обильного» сжатого воздуха и, прежде всего, за счет хорошо задуманной попытки почистить ( в большинстве случаев с учетом цейтнота), в результате на слепок направляется «удар» всего имеющегося в распоряжении сжатого воздуха. Это не только вызывает излишний шум, но и существует опасность деформации слепка или его сплющивания!
Подсказка. Если уж необходимо сдувать остатки, чтобы сделать все лучше, тогда обязательно с большой осторожностью, лучше просто вытряхнуть.
Обработка гипса
Итак, слепок подготовлен. Затем следует замешивание гипса.
Если требуется стабильное качество, необходимо всегда выдерживать одни и те же условия.
Интересно, что для паковочных масс выполняется операция, которая обязательна и для гипса. Точное измерение количества воды – это обязательно, это не преувеличение, поскольку даже 1 мл воды больше или меньше (на 100 гр) влияет на качество гипса, не могут быть выдержаны физические показатели (твердость, расширение в соответствии с данными изготовителя). А нашей целью является сохранение стабильного качества.
Домашние весы облегчают взвешивание порошка, а также воды, поскольку 1 мл воды весит 1 гр. Или используются калиброванные измерительные емкости, предназначенные для воды.
Внимание: Измерительные емкости для жидкости для паковочных масс не должны использоваться для измерения воды, поскольку плотность этой жидкости не соответствует плотности воды, поэтому измерения получаются неточными.
При заполнении емкости для замешивания автор насыпает порошок гипса по боковым стенкам емкости, чтобы легче контролировать и корректировать количество. При сильно окрашенных гипсах необходимо обязательно придерживаться времени смешивания (примерно 1 минута), чтобы дать цветовым пигментам достаточно времени для растворения. Порошок гипса вбирает воду как губка.
Насыщение гипса жидкостью.
После замешивания в вакууме (соблюдать инструкцию изготовителя) производится нанесение замешанного гипса в слепок. Приоткрывается большая тайна моделей без пузырьков воздуха: концентрация! На чем? Очень просто: «самый начальный поток» замешанного гипса должен быть под тщательным наблюдением, поскольку должна быть заполнена каждая маленькая полость. Если точно наблюдать за гипсом, как он заполняет полость со дна до следующего края или препарационной границы, тогда там не образуется пузырьков.
В данном случае очень важна концентрация.
Вывод: при заливке необходимо следить за током гипса с полной концентрацией и уверенно подтвердить, что заливка прошла чисто. При этом нет необходимости работать с особенно маленькими инструментами (зонд и т.д.), небольшие количества гипса можно подавать и шпателем для гипса.
Мы используем тиксотропный гипс, т.е. при вибрации гипс является текучим, в остальном устойчивым. Это очень полезное свойство, позволяющее слегка нарастить высоту зубной дуги (примерно 1 см), при этом замешанный гипс не растекается. За счет этого свойства отливка на вибростолике дополнительно облегчается или становится более точной, т.к. существует постоянный контроль за текучестью гипса и направлением растекания гипса. Путем вращения/поворота слепка при вибрации на вибростолике возможно влиять на направление растекания, а если это не требуется, слепок снимается с вибростолика и гипс в слепке «остается стоять».
Подсказка. Нет необходимости запускать работу вибростолика в самом сильном режиме или прижимать слепок к вибростолике с большим усилием, поскольку это связано с некоторыми неудобствами: шумовая нагрузка (из-за качающихся столов, включая принадлежности); при обработке альгинатов за счет высокой частоты вибрации на поверхность слепка выступает альгиновая кислота, что приводит к образованию мучнистой поверхности; замешанный гипс может расслоиться, что явно видно по цветовым теням. Желаемое качество утрачивается.
Внимание! Высота и равномерность наращенной зубной дуги очень важны, тем самым создаются основы или лучше фундамент для последующего вида всей модели. Конечно, это не следует преувеличивать, однако, должны быть выполнены следующие пункты: зубная дуга должна быть по меньшей мере настолько широкой как внешний край используемой слепочной ложки; высота должна составлять минимум 0,5 см; но наиболее важно, чтобы гипс в задней зоне имел ту же плоскость, что и во фронтальной зоне.
Гипс не должен охватывать край ложки, следует следить за равномерной высотой.
Конечно, мы подвергаем модели триммингу, но для этого необходимы правильные соотношения масс, чтобы получить форму.
Тримминг или придание формы
По истечении времени затвердения (примерно 45 минут) слепки удаляются с зубной дуги. По возможности следует придерживаться направления штампиков, т.е. не тянуть/или снимать способом рычага. Если все же обязательно необходимо применение рычага, действия должны быть очень осторожными. Каждый знает, что может произойти.
Внимание! Только что снятые слепки нельзя сразу отливать в качестве контрольной модели, поскольку слепку необходим минимум 1 час для восстановления формы, поскольку за счет необходимого расширения гипса (чтобы компенсировать усадку слепочного материала) и снятия с формы материал сплющивается. Поэтому нет смысла быстро заливать оставшийся гипс в только что снятый с модели слепок, полученная контрольная модель будет больше оригинала. Этим объясняется частое расхождение между обеими моделями, например, в области аппроксимальных контактных точек или при припасовке мостовидного протеза. Поэтому необходимо все продумать.
А при тримминге? Существует несколько пунктов, на которые следует обратить внимание:
1. В принципе триммингу всегда должна подвергаться сначала нижняя поверхность зубной дуги (и других моделей), чтобы зубную дугу можно было стабильно держать на столике триммера и чтобы она не качалась.
2. На первом этапе также фиксируется координатная плоскость гипсовых зубов, а это окклюзионная плоскость, проходящая максимально параллельно как в саггитальном так и в трансверсальном направлении.
Подсказка: Плоскость контролируется с помощью стеклянного диска или столика, наилучшим средством был бы триммер для ортодонтии, имеющий соответствующее устройство на столике триммера, которое позволяет выполнять зубных дуг/моделей параллельно к окклюзионной плоскости.
При выраженной кривой Шпее возможно определить только усредненную плоскость. Но при некоторой практике и приверженности к деталям все получится и без оборудования «люкс».
Специфическая для модели «окклюзионная плоскость» должна быть ориентирована на функциональные аспекты обработки.
3. Поскольку окончательная внешняя форма триммингуется вместе с будущим цоколем, включая пластину Splitcast, необходимо снять материал лишь настолько, чтобы зубная дуга входила в цокольную форму.
4. Поверхность, обработанная триммингом, должна быть абсолютно ровной и никаким образом не должна опрокидываться или качаться, иначе последующие сверления не могут быть выполнены параллельно (и соответственно пины).
5. Автор использует влажную обработку шлифовальной бумагой зернистостью 800 ед., чтобы еще раз разгладить обработанную триммингом поверхность! Конечно, можно обойтись и без этого (в зависимости от состояния диска для тримминга, а также вида материала; корунд, частичное или полное алмазное покрытие или сухие ленты), однако, чтобы обеспечить чистое точное сепарирование, это дает преимущества.
Влажное шлифование требует немного времени и обеспечивает очень гладкую поверхность.
Затем следует фрезерование оральных частей зубной дуги. Для этого существует две возможности:
- прямым наконечником на рабочем месте (интенсивно по времени при точном соблюдении углов, радиусов),
- прибор для фрезерования зубной дуги, стабильный настольный прибор с отсасывающим устройством. Преимуществом этого способа является то, что углы всегда правильны, меньше пыли, плавная точная работа.
При сошлифовывании ненужных участков нельзя спутать оптическую ширину зубной дуги с фактической шириной! Обычно зубная дуга контролируется с окклюзионной стороны, можно быстро забыть, что фреза для зубной дуги имеет коническую форму и раньше шлифует нижнюю поверхность. К тому же при сильном наклоне челюстного гребня на модели это впечатление может усиливаться.
Но и возможности устройства для фрезерования имеют свою границу, при сильно наклоненных зубах или наклоненном челюстном гребне необходимо шлифовать вручную.
Подсказка: Каждую зубную дугу необходимо рассматривать снизу, чтобы определить фактическое наличие места для сверлений под пины.
Чтобы изготовить эстетическую зубную дугу, все углы, радиусы должны проходить гармонично. Необходимо избегать всяких дефектов, как пузырьки, неправильный слепок, выбоины и т.д. или их следует устранить, пока общее впечатление не будет позитивным (чистая работа) и убедительным. Это субъективное впечатление и никогда не должно негативно влиять на функциональность модели. Действуем под девизом «Эстетика следует за функцией».
Модель с маркировкой зон, которые не требуются. | После шлифования с использованием шлифовального устройства для зубных дуг. |
Теперь могут быть выполнены сверления под пины Smart. При использовании этой системы на каждый сегмент разборной модели должно быть выполнено два сверления, чтобы исключить ротацию сегмента на цоколе, а также добиться точной установки.
Очень эффективны в данном случае точные лазерные приборы для сверления под пины с определенной глубиной сверления.
Подсказка: Необходимо обязательно обращать внимание на то, чтобы выходные отверстия пин-бора полностью были закрыты зубной дугой, должна также учитываться глубина сверления, иначе быстро возникнут неправильные сверления.
Внимание: Не должны вводить в заблуждение оптические неправильные восприятия и привести к неправильному сверлению, в зависимости от ситуации на модели необходимо всегда точно уяснить, где есть достаточно места для сверления. Неправильным является утверждение, что точка лазера всегда должна направляться на верхушку штампика, т.к. существует опасность (при скошенной линии альвеолярного гребня), что бор не проникнет в основание зубной дуги.
Пин JetPin ни в коем случае не должен вклеиваться, иначе зубная дуга не отделится от цоколя!
Поскольку пин JetPin должен оставаться в цоколе, изготовленные таким образом зубные дуги не должны сепарироваться пилкой для моделей сверху, поскольку при этом может быть распилен пин JetPin. Поэтому изготовленные таким образом зубные дуги должны сепарироваться от цоколя, чтобы потом отдельно сепарировать штампики сепарационным диском для гипса или ручной пилкой.
Вклеивание пинов должно осуществляться по принципу, меньше часто бывает больше, клей на основе цианакрилата разбухнет и выступит из просверленного отверстия и образует корку вокруг пина. Следствием этого будет нечистая работа и недостаточная изоляция вокруг пина. В худшем случае, если вы торопитесь и быстро устанавливали пластмассовые втулки на пины, они очень хорошо склеиваются с пином, хотя вам этого не нужно.
Подсказка: Не допускать образования излишков, в противном случае дать затвердеть и затем осторожно чисто удалить скальпелем.
Необходимость научиться изолировать и сепарировать.
Чистая изоляция очень важна для функции и эстетики, поэтому необходимо точно знать способ действия «своей» изоляции. Некоторые изолирующие средства наносятся очень толстым слоем, другие как бы полностью диффузируют в гипсе. Что лучше? Должны быть проверены собственная технология работы и возможные риски, связанные с материалом, чтобы избежать источников ошибок. В принципе мы, сантехники, за некоторыми исключениями, должны сначала научиться читать инструкции, а не полагаться на других или учиться под девизом: учиться делая. Это может выйти боком. Уже скоро выяснится, что многие неудачи, связанные с изоляцией, происходят часто из-за неправильного применения, например, излишки не удаляются или удаляются плохо, взаимодействие с гипсом цоколя, несоблюдение последовательности операций, незнание инструкций, не делается различие, будет ли изолироваться очень сухая или очень влажная модель, не соблюдается время воздействия и др.
Для изолирующего средства Picosep и недавно изготовленной модели/зубная дуга: один раз изолировать насыщенно (предварительно встряхнуть флакон), затем за время воздействия замешать гипс для цоколя согласно инструкции изготовителя.
Обязательно принять во внимание: все излишки изолирующего средства должны быть полностью удалены, т.е. остатки на пинах, гильзах, магнитах, ретенционной пластине, резиновых кольцах, пластине Splitcast должны быть сухими. Обоснование: соотношение при смешивании гипса меняется за счет изолирующего средства, происходит вспенивание или образование перлов и гипс выглядит, как-будто его замешивали на минеральной воде.
Нечистая обработка изоляции является причиной появления цокольных пластин, которые нельзя использовать.
Излишки, которые сильно присохли и не были чисто удалены, приводят к образованию мучнистой поверхности, что препятствует точной припасовке.
Пластина Splitcast
Пластина Splitcast обеспечивает комфорт при изъятии разборной модели из артикулятора, при этом нет необходимости вращать какие-либо винты, она также быстро может быть установлена назад. В современных системах артикуляторов интегрирован съемный Splitcast в качестве пластины-трегера модели, от этой дополнительной пластины можно было бы отказаться. Поскольку в большинстве лабораторий царит недостаток времени, целесообразно уже предварительно изготовить гипсовый Splitcast с помощью обратной стороны гипсовой пластины, это экономит время, 45 минут.
Сверху слева: гипсовый Splitcast; сверху справа: обратная сторона гипсовой пластины; образовавшиеся ретенции обеспечивают отличную стабильность.
Насаживается магнит, включая магнитную чашу, и форма может быть заполнена примерно 100 гр супертвердого гипса (в зависимости от высоты резиновых колец до 150 гр.) Затем изготавливаются ретенции с помощью известной упаковочной пленки с воздушными камерами.
Подсказка: Прижимать пленку для глубокой вытяжки-адапту (для штампиков) к магнитной чаше только центрованной по размеру, за счет этого при дальнейшем тримминге получается точный, равномерный, чистый край.
Подсказка: Используется тот же гипс того же цвета, таким образом достигается гармоничный вид.
При заполнении формы для цоколя (или гипсового Splitcast с уложенным по периметру резиновым кольцом) преимущество дает применение подкладки, которая выравнивается точно горизонтально с помощью ватерпаса. Форма для цоколя заполняется с помощью постоянной тонкой струйки гипса из емкости для замешивания. Между прочим, сильно окрашенные текучие гипсы нельзя разбавлять водой на краю емкости, это может привести к изменению цвета гипса.
Гипс точно затекает на нижнюю поверхность зубной дуги. При точной работе вибростолик не требуется.
Заполнение осуществляется при точно ориентированной цокольной форме.
При часто установленных пинах зубная дуга погружается в заполненную форму для цоколя наклонно, чтобы гипс выдавил воздух между пинами.
Как только форма для цоколя достигает нижней поверхности зубной дуги, заполнение заканчивается. Иначе возникают дополнительные гипсовые ребра между цоколем и зубной дугой в оральной области, которые было бы необходимо снова удалять.
Внешняя форма модели после отверждения (примерно 45 минут) может быть подвержена триммингу, и в данном случае тримминг может быть без учета функции, в соответствии с собственным эстетическим восприятием. Преимущество дает одновременный тримминг зубной дуги, цоколя и пластины Splitcast, чем достигается гладкий и чистый переход собранных вместе отдельных элементов. Таким образом обеспечивается точная работа при соединении элементов вместе без щелей.
Автор выбирает для повседневной работы закругленную форму, при этом обращается внимание на то, чтобы все радиусы имели одинаковый размер. По временным причинам автор рекомендует лучше отказаться от анатомических, трехмерных моделей, обработанных на специальном триммере для ортодонтии. При этом автор в принципе использует два момента: 1. окклюзионная плоскость, 2. максимально прямой угол от среднего небного шва к плоскости бугра (тубор).
У кого нет специального триммера для ортодонтии, должен попробовать, как долго продолжается действительно точный трехмерный тримминг модели; все выглядит очень красиво, но нельзя экономить усилия. Итак, разрешается то, что нравится, однако, должны быть обеспечены чистые точные переходы, одинаковые радиусы, боковые стороны, углы, поскольку глаз четко отличит фактически чистую, точную работу.
Разрешается все, что нравится, но обязательной должна быть чистая обработка…
В заключение автор использует еще влажную шлифовальную бумагу, устраняет возможные следы тримминга и, тем самым, быстро получает очень гладкую поверхность гипса.